Информация об острове им. Залита
Информация об острове им. Белова
В 25 км от Пскова среди вод Псковского озера располагаются три маленькие клочка
земли - Талабские острова. Один из них – остров им. Залита (историческое
название Талабск) полностью застроен от берега до берега, другой – остров
им. Белова (историческое название Верхний) является уникальным природным
заповедником. Третий остров – Талабенец – безлюден и гол, размером не больше
футбольного поля. Но, несмотря на небольшие размеры, у этих островков, на
которых издревле живут лишь рыбаки да птицы, богатая история.
Добраться до островов можно только по воде: рейсовым катером, частными катерами в
индивидуальном порядке или в составе групповой поездки. Несколько минут
захватывающих виражей на катере по извилистому устью реки Толбы – и вы
на бескрайней глади Псковского «моря». Взгляду сразу открывается вся гряда
островов. У впадения Толбы в озеро вас провожают старые электрические столбы с
иконами, благословляющие “по морю плавающих”.
У местных жителей существует предание о неком первопоселенце на островах, человеке из
племени чудь - Тала, именем которого и названы острова. Есть и другая версия - некоторые
ученые выводят слово Талабск из финно-угорского "тало"
- "дом, строение". Наконец, нельзя не обратить внимание на удивительную схожесть
названия Талабских островов с именем впадающей напротив них речки Толбы, однако ни одна
из приведенных выше теорий эту схожесть не объясняет.
Все три острова образовались 10-12 тысяч лет назад. С давних времен их населяли люди,
ведущие особый уклад жизни и занимающиеся рыбным промыслом. Талабский народ почти всегда
был обеспечен – помогали богатое рыбой озеро и четкая
организация жизни. Острова издревле считались одним из центров православной веры.
Исследователи утверждают, что острова были заселены уже в XI веке.
Населяли острова в те далекие времена рыбаки, купцы, ремесленники и воины. Последние
называли себя гарами – от слова «горазд» (силен, могуч), причем вполне заслуженно.
Воином становился только мужчина, способный управляться с
мечом Таловы, вес которого мог достигать восьми килограммов. На оружие и снасти деньги
добывали купцы, продавая рыбу с причалов и собирая пошлину с проходящих мимо судов под
защитой воинов.
Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали
от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались
псковские крестьяне со своим имуществом во время осады
Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова
стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские
острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан
Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда
стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до
островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли
– лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться
по льду в Гдов.
Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий
собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем
в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с
Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы
на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов
править».
Численность населения на островах составляла до 5 тысяч человек. Талабчане
занимались, в основном, рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в Петербург,
Москву, Ригу, Варшаву. Знаменитый талабский снеток сушили в специальных
печах, которых насчитывалось свыше 100. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов
рыбы, что позволяло островитянам жить безбедно.
Для ловли рыбы жители островов использовали особые лодки, которые можно было
построить за три дня. Назывались они «троенки» и были очень устойчивы, никогда
не переворачивались, поэтому рыбачить можно было в любую погоду.
Во время Гражданской войны из жителей островов был сформирован целый полк
численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в
состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919–1920 годов
Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве
Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух
сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими
союзниками – эстонцами. До самой весны 1920 года тела талабцев находили
вмерзшими в лед реки Нарвы.
Для установления советской власти на островах большевистским правительством были
посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими
способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам,
только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки
укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена
погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в имени Залита, а Верхний –
в
Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя.
Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные
документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их
именами, то новонавязанными.
Во время Великой Отечественной войны на островах был оккупационный режим
длительностью в 2 года. Активно работало подполье и налаживалась связь с
партизанами. В 1943 году около 200 мужчин и парней ушли в партизанский отряды,
которые базировались на материке, а 5 ноября 1943 года оставшихся на острове
жителей фашисты погрузили на баржи и увезли в захваченные страны на
принудительные работы, а все три острова облили керосином и подожгли. «Острова
пылали, как три факела. С лодок доносился нечеловеческий стон и плач», -
рассказывает местная жительница. Население до войны было 4050 человек, угнано в
Германию – 3051. После войны талабчане возвращались на острова. Пустые,
безжизненные, заросшие лебедой в человеческий рост. Все сгорело, сохранились
лишь каменные постройки. Но местные не отчаивались, жили в храме и землянках, и
начинали общими силами восстанавливать острова. Деревья приходилось
сплавлять с материка по реке Толбе, а затем и по озеру, а зимой возили лес на
санях. Времена тяжелые, но жители острова справились благодаря своему стойкому
характеру и трудолюбию.
В Советские времена на островах был организован колхоз имени Залита, жизнь
наладилась: колхоз ежегодно продавал государству свыше 2000 тонн рыбы,
закупались новые орудия лова, новый флот. На острове были медпункт, школа,
библиотека, Дом культуры, музей, приемный пункт рыбы, магазины, активно
развивалась самодеятельность. Но во времена «Перестройки» и в начале 90х все
пришло в упадок и колхоз обанкротился. Сегодня оставшиеся местные жители также
занимаются рыболовством, но многие уехали в город. Те, кто остались жить на
островах, хранят обычаи, уклад жизни и невероятную любовь к родному краю.
Вообще, Талабские острова производят мистическое впечатление. Здесь все как будто
оторвано от реальности, от суеты жизни, здесь параллельный мир, в который тихо,
осторожно входишь и из которого так же тихо на цыпочках
выходишь, аккуратно закрывая за собой дверь, чтобы, не дай Бог, не спугнуть его.
И хотя до островов добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто –
отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто –
укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить
благодать веры или восстановить душевное равновесие.
Духовный центр островов Псковского озера – остров им. Залита (Талабск) и
его Никольский храм. Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в
писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно
пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился
местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно
пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и
Никольский храм на Талабске.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской
плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.
В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной
иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии
холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину
Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите
Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении
этому человеку было открыто место, где до той поры
хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было
сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.
В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но
богослужения совершаются только в Смоленском приделе.
Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, «прозорливец и светлого
духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны».
Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и
лодки доставляют паломников со всего православного мира. 24 августа 2002 года отца
Николая не стало, но паломники едут на остров, чтобы поклониться его могиле и обрести
дух и веру. Никольский храм на острове до сих пор служит
звуковым маяком. В туман и сильный снегопад, когда теряется видимость, далеко разносятся
отсюда звуки колокола. Это сигнал – ориентир для рыбаков, находящихся в озере.
Остров им. Белова (Верхний) – самый большой по площади среди Талабских
островов. Правда, рыбаки здесь почти не жили: остров был покрыт густым лесом. Такие
уединенные и дикие места издавна привлекали русских
иноков. И в 1470 году на острове преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником
преподобного Евфросина Псковского, начальника всех псковских пустынножителей, был
основан мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и
Павла. Братия монастыря, вероятно, была малочисленной, и в 1584 году была приписана к
Псково-Печерскому монастырю.
В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в
развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря Илларион
отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году,
монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую
церковь. По легенде, под церковным алтарем есть подземное помещение, где покоятся святые
мощи Досифея Верхнеостровского. Еще одна легенда утверждает,
что под церковью есть подземный ход, оставшийся еще со времен шведского нападения. По
нему монахи спаслись, когда на остров напали шведы. Выход из подземного хода, по
легенде, должен находиться где-то на другой стороне острова- на
Досифеевой горке.
Попадая на остров им. Белова (Верхний), вы как будто попадаете в другой мир: маленькая
рыбацкая деревушка. Кладбище ржавых рыболовецких судов у берега, старые сети, лодки,
лодки, лодки…редкие рыбаки с суровыми загорелыми лицами.
Прибрежная полоса на дальнем конце острова, ровная голубая гладь, такая бескрайняя, что
больно глазам, огромные, обкатанные ледником валуны, крики чаек, плеск рыбешки у
поверхности воды. Если подняться несколько метров по крутому
песчаному склону, цепляясь за извилистые корни - здесь сосновый бор - волшебное, светлое
и очень тихое место. Ноги утопают по щиколотку в мягкой траве. Чуть дальше - еловая
роща, предмет гордости местных жителей. Остров является
памятником природы регионального значения, здесь встречается около188 видов растений и
большое разнообразие видов птиц, среди них редкие серые цапли, и гнездятся они на елках!
Верхушки елей с трудом удерживают этих гигантов, и вся
роща наполнена их пронзительными криками, которыми они отпугивают своих врагов -
воронов. Кое-где можно даже найти скелет цапли - здесь они рождаются, здесь выращивают
потомство, здесь и умирают. Если вам повезет застать закат на
озере в ясную погоду - не упустите шанс, редко когда увидишь такое волшебное зрелище.